Hario: от лабораторного стекла к бестселлеру в мире пуроверов

1921 год. В Японии господин Хирому Шибата (Hiromu Shibata) открывает компанию по производству лабораторного и медицинского стекла.  Спустя 30 лет исследований на заводе этой компании создана и запатентована технология получения стекла Hario Glass. В 1948 году Hario («король стекла» в переводе с японского) выпустила первое приспособление для заваривания кофе – сифон.

«Мы пришли в кофейную индустрию после Второй мировой войны и полагали, что сможем использовать наши технологии изготовления стекла для создания приспособлений для заваривания кофе. Сифон для меня номер один в числе наших продуктов из-за сложности производственного процесса. Мой отец был экспертом в области производства фармацевтического стекла, и ему удалось использовать опыт фармацевтики в создании новых продуктов», –  объясняет господин Ясухиро Шибата (Yasuhiro Shibata), CEO компании Hario, в интервью на Melbourne International Coffee Expo 2013.

В 1960-1970 годы Hario значительно расширила присутствие на рынке приспособлений для заваривания кофе. Были выпущены пуровер с фланелевым фильтром, перколяторная стеклянная кофеварка, несколько модификаций сифонов, а также первая кофемолка. «В 70-е годы японская кофейная культура развивалась. Мы пытались познакомить Японию с культурными традициями Европы и Америки», - говорит господин Шибата.

Но абсолютным бестселлером компании стал пуровер Hario V60, выпущенный на рынок только в 2005 году. V60 – угол наклона воронки, пуровер – от слов pour over (букв. «залить сверху»).

Первые модели пуроверов V60 были сделаны из керамики и стекла. Позднее появились воронки из пластика и металла.

Харио V60 стал не просто одним из способов приготовления, а чуть ли не именем нарицательным для черного кофе. «Заварите мне Харио!» Очень знакомая фраза, не правда ли? Возможно, в этом «виноваты» принципиально новые для своего времени особенности конструкции (ну и отчасти маркетинг).

  1. Угол 60 градусов позволяет воде стекать в центр, продлевая время ее контакта с кофе.

  2. Одно большое отверстие у нижнего основания воронки дает возможность влиять на вкус кофе за счет контроля скорости пролива воды.

  3. Воздух циркулирует по спиралеобразным желобкам на внутренних стенках воронки. Аэрация лучше раскрывает вкус напитка.


Зная об этих особенностях, бариста может экспериментировать со степенью помола и напором воды во время заваривания. Например, кофе с хорошим телом получится, если заливать воду медленно. Но если пролить весь объем быстро, экстракция будет слабее, а плотность напитка ниже. Схему зависимости плотности напитка от данных параметров дает Perfect Daily Grind.

Помимо степени помола, техники и скорости вливания стоит учесть еще две вещи, влияющие на результат.

Это материал воронки и фильтры. Так, керамическая воронка дольше прогревается. А фильтры не раз тестировали и сравнивали бариста из разных стран мира. Вот, например, отчет Stumptown Coffee Roasters о  фильтрах Hario, Chemex и Melitta. В Stumptown рекомендуют выбирать белые (отбеленные кислородом) фильтры и обращают внимание на разницу во вкусе одного и того же кофе. У фильтра Hario V60 бумага хорошего качества, легкая и текстурная. Поэтому кофе ярче, цветочный и с более легким телом, если сравнить с Melitta, и к тому же, с большим диапазоном цитрусовых нот. Если вы используете более плотный фильтр из коричневой бумаги, Stumptown рекомендует промывать его двойным или даже тройным объемом воды. Но лучше всего, если вы сделаете тесты самостоятельно и выберете фильтры под себя.